Первое письменное упоминание населенных пунктов, располагавшихся по берегам р. Каменки и озер, впоследствии (в XVIII в.) получивших название Суздальских, содержится в Переписной окладной книге 1500 г. В 1617 г. по условиям Столбовского мира территория современного заказника «Новоорловский» в составе Ингерманландии была присоединена к Швеции. После массового бегства православного (карельского, ижорского, русского) населения опустевшие земли по […]

Первое письменное упоминание населенных пунктов, располагавшихся по берегам р. Каменки и озер, впоследствии (в XVIII в.) получивших название Суздальских, содержится в Переписной окладной книге 1500 г. В 1617 г. по условиям Столбовского мира территория современного заказника «Новоорловский» в составе Ингерманландии была присоединена к Швеции. После массового бегства православного (карельского, ижорского, русского) населения опустевшие земли по инициативе шведских властей были заселены финнами.
Фрагмент военно-топографической карты 1863 г.Фрагмент карты 1863 г.

После Северной войны, по условиям Нишадтского мирного договора 1721 г. Приневье и почти весь Карельский перешеек вошли в состав России. На берега парголовских озер были переселены ремесленники из владимиро-суздальских земель, что привело к появлению Суздальских слобод и новых названий озер (Верхнее или Заднее Суздальское, Среднее Суздальское, Нижнее или Большое Суздальское). При Елизавете и Екатерине II многие земли в окрестностях были розданы приближенным к императорскому двору вельможам (Бестужеву-Рюмину, Шувалову, Орлову, Ланскому и др.).
Появление в 1870 г. железной дороги С.-Петербург – Выборг и железнодорожных станций Шувалово и Озерки вызвало новую волну дачного освоения территории. К западу от железной дороги были проложены 2 параллельные улицы, одна из которых получила название Ново-Орловской − по фамилии землевладельцев Орловых-Денисовых. В то время, когда появилась улица, местностью владели граф А. Ф. Орлов-Денисов-Никитин и его мать Е.А. Орлова-Денисова (урожденная Никитина). Существовавшая с середины 1870-х годов с востока от железной дороги Орловская улица стала именоваться Старо-Орловской.
Фрагмент карты окрестностей Петрограда, 1914 г.Фрагмент карты 1914 г.

В начале XX в. территория заказника была почти полностью покрыта лесом, за исключением сенокосов и пастбищ на левобережье р. Каменки и безлесного участка в северо-западной части заказника, севернее нынешней Заповедной улицы. Участок русла р. Каменки ниже железнодорожного моста, протяженностью около 1 км, был спрямлен – возможно, в мелиоративных целях.

В 1932 г. все леса, расположенные в Пригородном районе Ленинградской области, были объединены в лесопарковую зону Ленинграда.

В 1920-е – 1930-е гг. окружающая лесной массив территория подверглась сильным изменениям. Начали разрабатывать песчаные карьеры на водно-ледниковой гряде, пересекающей р. Каменку: Орловский карьер в юго-восточной части гряды, Шуваловский карьер – на левом берегу Каменки. Между двумя карьерами построили асфальтобетонный завод и другие предприятия; в результате к западу и юго-западу от лесного массива сформировалась промышленная зона. К северо-западу от Шуваловского карьера, на правобережье Каменки был сооружен военный аэродром. К новым объектам были подведены железнодорожные ветки от железной дороги Ленинград-Выборг: одна из веток (к Шуваловскому карьеру и асфальтобетонному заводу) пересекла северную часть будущего заказника, другая (к Орловскому карьеру) прошла вдоль южной границы массива. Со стороны Шувалова к промышленным предприятиям проложили автомагистраль, получившую название Заповедной улицы. С востока и юго-востока к лесу вплотную примыкала одноэтажная (в основном деревянная) жилая застройка с садами и огородами.

В годы Великой Отечественной войны почти весь оставшийся лесной массив был вырублен для нужд обороны и населения блокадного Ленинграда. В настоящее время деревья старше 80 лет в Новоорловском заказнике отсутствуют; преобладающий возраст сосны 50-60 лет.

В 1955 г. на месте возобновляющихся на вырубках лесов был создан Новоорловский лесопарк пейзажной планировки, площадью 144 га. В конце 1950-х гг. территория лесопарка была покрыта сетью мелиоративных канав. В результате осушительной мелиорации практически прекратилось заболачивание и резко увеличился прирост деревьев. В лесопарке была проложена дорожно-тропиночная сеть, проводились мероприятия по уходу за лесом.

В 2015 г. части Новоорловского лесопарка был придан статус особо охраняемой природной территории.


Warning: Undefined array key "oopt-info-materials" in /home/u520172/oopt.spb.ru/www/wp-content/themes/oopt/single-oopt.php on line 78

Как добраться:


Warning: Undefined array key "oopt-text" in /home/u520172/oopt.spb.ru/www/wp-content/themes/oopt/single-oopt.php on line 101