Карельский перешеек. Молодёжное, Серово – где с 1996 года расположен государственный природный заказник «Гладышевский», а также Первомайское, Лебяжье, Рощино, Сосновая поляна – места, которые хорошо знакомы жителям Санкт-Петербурга. Прекрасная северная природа этих мест хранит память о советско-финских войнах XX века, в том числе и о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о финской оборонительной линии Ваммелсуу-Тайпале или линии VT, о кровопролитных боях по её прорыву в июне 1944 года.
Схема рубежей финской обороны на Карельском перешейке
Линия VT – второй рубеж финской обороны (первый – Главный оборонительный рубеж – линия «Инкери», протянувшаяся от Ладожского озера до ж.д. станции Белоостров) на Карельском перешейке. Линия VT шла от Ваммелсуу (Серово) через Куутерселькя (Лебяжье) и Кивеннапа (Первомайское) вдоль реки Бурной до Тайпале (Соловьёво).
Типовые сооружения линии VT и планы их размещения подробно описаны капитаном финской армии П. Ховилайненом в его работе «Линия Маннергейма 1939 г. и линия VT. Сравнительное оперативно-тактическое исследование», финским исследователем Р. Аримо в его книге «История финской фортификации», другими финскими авторами, а также Е. Балашовым, И. Шереметьевым в книге «Линия VT. Финская оборонительная позиция на Карельском перешейке 1942-1944».
В части конструктивных решений при проектировании линии VT в 1942 году основной идеей стало применение малоразмерных, а значит, малозаметных для противника, но многочисленных долговременных огневых сооружений и убежищ, значительную часть которых составляли железобетонные убежища сферической формы (было отлито около 600 шт.). Конструкция таких убежищ возводилась с помощью резиновых надувных сферических форм в предварительно подготовленном котловане за 4-5 часов. Железобетонная конструкция застывала настолько быстро, что уже на следующий день могла выдержать прямое попадание из легкого орудия.
Весной 1943 года фортификационный отдел Главной ставки Финляндии принял решение о строительстве непрерывной полосы многорядных противотанковых заграждений, которая должна была прикрыть линию VT на всем ее протяжении. Длина этой полосы по расчетам должна была составить 60 км, а в реальности (по данным П. Ховилайнена) ее протяженность составила 105 км – таким образом было решено буквально завалить Перешеек камнями. По результатам экспериментов с заграждениями различной конструкции на прочность при артиллерийских обстрелах были отобраны варианты заграждений из каменных глыб, отлитых из бетона надолб и усиленных деревянных ящиков, наполненных булыжниками. Поскольку в южной части Перешейка не было гранитных карьеров, камни пришлось доставлять на поездах с севера. Затем была начата работа по их транспортировке вдоль всей линии обороны, причем надолбы укладывались повсюду, даже там, где не имело смысла — например, перед крутыми склонами и в болотах, для чего пришлось строить специальные дороги из досок и настилы. В итоге решение о строительстве полосы противотанковых заграждений затормозило почти на 4,5 месяца все остальные фортификационные работы, которые удалось ускорить только в марте 1944 года, когда были подключены резервные войска.
10 июня 1944 года в районе Белоострова произошел прорыв Главного оборонительного рубежа армии Финляндии на Карельском перешейке, и войска Ленинградского фронта под командованием генерал-полковника Л.А. Говорова быстрым темпом продвигались вглубь обороны финнов. Перед финской Главной ставкой встала первоочередная задача задержать наступление противника, остановить советское наступление на линии VT, которая была назначена Главным оборонительным рубежом. На участке линии VT между Финским заливом и Линдуловской рощей (в наше время в заказнике «Гладышевский») была расположена Кавалерийская бригада под командованием генерал-лейтенанта Т. Лаатикайнена.
11 июня 1944 года стрелковым корпусом 109 СК под командованием генерал-лейтенанта И.П. Алферова, в составе 21-ой армии Ленинградского фронта, была начата операция по прорыву линии VT. Берега р. Ваммелйоки (р. Черной) по всему ее течению от железнодорожного моста и почти до устья высоки и обрывисты, что чрезвычайно затрудняло переправу тяжелой техники. Там же, где левый берег реки пологий, практически отсутствовали приемлемые подъездные пути для танков, а кроме того, такие участки прикрывались огнем финской противотанковой артиллерии. Там же, где пологим был правый берег, позиции линии VT тянулись по ближайшим хребтам, с которых прекрасно простреливалась долина реки. В этом районе финские полки кавалерийской бригады, обладая хорошо подготовленными позициями, оказали особенно сильное сопротивление, в результате чего первая попытка 21-ой армии 12 июня 1944 года пробить финскую оборону с ходу обернулась неудачей. Однако советскому командованию удалось в кратчайшие сроки произвести перегруппировку войск, перенаправить главный удар 21-ой армии на левый фланг и, в результате, добиться успеха на направлении деревни Куутерселькя. Финская армия не понесла во время боев 12-14 июня 1944 года катастрофических потерь в живой силе, но проиграла в стратегическом плане. К середине дня 14 июня 1944 года в результате трехдневных кровопролитных боев 21-ой армией прорыв второго (главного) рубежа финской обороны – линии VT практически состоялся, что позволило советскому командованию ввести через эту брешь крупные силы танков. Возникла реальная угроза всей финской обороне Карельского перешейка, стало возможным быстрое наступление на Выборг.
В ходе боев 1944 года сооружения финской оборонительной линии VT были сильно разрушены, поэтому практически не сохранились. Однако на отдельных участках бывшей линии обороны, в том числе и в заказнике «Гладышевский», всё ещё заметна сохранившаяся система траншей, надолбов и бетонных укрытий, до сих пор ведется работа поисковых отрядов, находятся многочисленные следы боёв.
Использованы сведения из книги Л. Каранкевича, Д.Корзуненко «Июнь 1944 года. Крушение «Последней надежды», Том 1.