Открытие конференции: выступает Т.В. Ковалева – директор ГКУ “Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга” 6-7 апреля в Санкт-Петербурге проходила III межрегиональная конференция «Особо охраняемые природные территории регионального значения: проблемы управления и перспективы развития», организованная Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и филиалом ЛОГКУ «Ленобллес» – «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» в соответствии с Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий. Конференция состоялась в рамках XVII Международного форума «Экология большого города».
Конференция собрала более 100 участников из 19 субъектов Российской Федерации: представителей органов государственной власти и подведомственных учреждений, обеспечивающих управление ООПТ регионального значения, Республики Дагестан, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Краснодарского края, Красноярского края, Хабаровского края, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Тверской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, представителей Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, федеральных ООПТ (Дарвинский государственный природный биосферный заповедник), научных, образовательных и общественных организаций из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, Республики Карелия, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского автономного округа (Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН, Институт географии РАН, Карельский научный центр РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Лисинский лесной колледж, Совет Гринпис, Русское географическое общество, Природоохранный фонд «Верховье», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Природоохранный союз и другие). В ходе конференции представлено 40 докладов.
В ходе конференции было подчеркнуто, что ООПТ регионального значения обладают колоссальным потенциалом в сфере охраны природы, и его полномасштабная реализация еще только предстоит.
В настоящее время из более чем 13 тысяч существующих в России ООПТ, более 11,5 тысяч ООПТ имеют региональное значение. Доля территории страны, занимаемая ООПТ (без морских акваторий), составляет 11,4%, при этом на ООПТ регионального значения приходится 60% площади всех ООПТ. Системы ООПТ регионального значения созданы и развиваются почти во всех субъектах Российской Федерации, которые существенно различаются по площади, численности населения, природно-климатическим условиям и социально-экономическим характеристикам. Субъекты РФ имеют различную историю формирования региональных систем ООПТ, различаются также общее количество и представленные категории ООПТ, доля занимаемой ими площади. В свою очередь, ООПТ регионального значения имеют значительные различия в части своих объектов особой охраны, площади, режимов, а также в части посещаемости людьми, удаленности от населенных пунктов, состава категорий земель и форм хозяйственной деятельности в их границах, степени целостности / фрагментированности, нарушенности природных экосистем, степени изученности и т.д. Целый ряд ООПТ регионального значения имеют международный статус как объекты всемирного наследия ЮНЕСКО (в рамках Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия), водно-болотные угодья международного значения (в рамках Конвенции о водно-болотных угодьях, или Рамсарской конвенции), охраняемые районы Балтийского моря (в рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, или Хельсинкской конвенции), участки Изумрудной сети территорий особого природоохранного значения (в рамках Конвенции о сохранении европейской дикой природы и естественной среды обитания, или Бернской конвенции) и др., являются ключевыми орнитологическими территориями, располагаются в пределах приоритетных регионов – Global 200, Зеленый пояс Фенноскандии и др. Необходимость создания и развития ООПТ, в том числе ООПТ регионального значения, как одного из основных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды признана Экологической доктриной Российской Федерации, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы и рядом других документов стратегического планирования.
Основная миссия всех ООПТ – сохранение биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. Наряду с этим, ООПТ, в том числе ООПТ регионального значения, предоставляют другие востребованные обществом услуги, такие как:
– поддержание экологической стабильности территорий;
– воспроизводство в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;
– поддержание здоровой среды для жизни людей и создание условий для развития туризма и рекреации;
– создание условий для реализации эколого-просветительских программ, фундаментальных и прикладных исследований.
Отмечены достижения субъектов РФ в части создания и работы специализированных государственных учреждений (в том числе, дирекций), осуществляющих управление ООПТ регионального значения, наделенных соответствующим штатным персоналом и материально-техническими ресурсами. Их создание признано важным шагом для обеспечения эффективной охраны и функционирования ООПТ регионального значения. По имеющимся сведениям, в течение последних 15 лет такие учреждения созданы и функционируют в 60 регионах России.
В современных условиях органы государственной власти субъектов РФ и подведомственные учреждения, в ведении которых находятся ООПТ регионального значения, выполняют широкий круг задач, включая:
– сохранение и восстановление популяций объектов животного и растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов РФ; эта деятельность включает и такие комплексные мероприятия как, например, направленные на восстановление поголовья диких копытных животных (марала, овцебыка, зубра, лесного бизона, дикого северного оленя), лососевых рыб и др.;
– сохранение и восстановление природных ландшафтов, сохранение уникальных геологических объектов;
– сохранение объектов культурного наследия, неразрывно связанных со своим природным окружением;
– совершенствование и географическое развитие региональных систем ООПТ с целью формирования представительной (репрезентативной) сети ценных природных территорий, а также создание оптимальных условий для их посещения и сохранения;
– проведение научных исследований, в том числе инвентаризационных и мониторинговых (включая многолетние);
– ведение работы в сфере экологического просвещения и образования, познавательного туризма;
– совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ООПТ регионального значения, непрерывное обеспечение функционирования и охраны ООПТ.
Среди актуальных вопросов в сфере ООПТ регионального значения, решаемых в настоящее время в субъектах РФ, на конференции обсуждались, в том числе, следующие:
– Осуществление государственного надзора в области охраны и использования ООПТ регионального значения государственными инспекторами по охране окружающей среды, являющимися штатными работниками государственных учреждений, обеспечивающих управление региональными ООПТ – соответствующие полномочия по выявлению и пресечению экологических правонарушений на ООПТ и привлечению виновных лиц к административной и гражданско-имущественной ответственности были предусмотрены поправками, внесенными в 2014 году в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
– Создание новых ООПТ в соответствии с утвержденными планами перспективного развития систем региональных ООПТ.
– Уточнение границ и режимов существующих ООПТ регионального значения на основе современных инвентаризаций, создание охранных зон ООПТ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в 2015 г.
– Внесение сведений об ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», принятого в 2015 г.
К проблемным вопросам, требующим дальнейшего решения – в том числе на федеральном уровне, отнесены следующие:
– Существенным административным барьером на пути создания новых ООПТ является установленное Федеральным законом «Об экологической экспертизе» требование о необходимости проведения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса ООПТ, в т.ч. ООПТ регионального значения – указанное требование представляется избыточным в связи с отсутствием негативных воздействий на окружающую среду в результате создания ООПТ, выполнение указанных процедур приводит к тратам бюджетных средств и затягиванию сроков создания новых ООПТ. Одновременно с этим целесообразно предусмотреть разработку порядка создания ООПТ, в т.ч. ООПТ регионального значения.
– Для многих ООПТ регионального значения актуальна задача регулирования рекреационного использования природных комплексов в их границах. Особую проблему представляет активное использование транспортных средств с высокой проходимостью – автомобилей, снегоходов, квадроциклов, мотоциклов, горных велосипедов, моторных плавсредств.
– В настоящее время федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления ограничений на посещение территорий природных парков и других региональных ООПТ (пропускного, платного режима посещения) – вместе с тем отмечалось, что это могло бы стать основой более эффективного выполнения природоохранных задач и рационального использования их рекреационного потенциала.
– Целесообразно законодательно закрепить: определение законодательством об ООПТ особенностей правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возникающих в связи с созданием и функционированием ООПТ (необходимы соответствующие изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»); отнесение земель к землям особо охраняемых территорий на основании решений о создании ООПТ, принимаемых в установленном порядке уполномоченными органами власти (необходимы соответствующие изменения в Земельный кодекс РФ).
Экспертное сообщество выразило серьезную озабоченность по поводу уязвимости ООПТ, в т.ч. ООПТ регионального значения, перед хозяйственной деятельностью (в первую очередь, строительство, добыча полезных ископаемых и др.) – в связи с недостаточной защищенностью на законодательном уровне ООПТ в целом, а также в связи с реализуемой и планируемой хозяйственной деятельностью на конкретных ООПТ.
Высказаны пожелания по дальнейшему улучшению и развитию работы в части создания концептуальных и системных программ по организации систем ООПТ регионального значения; обеспечения научно-методического руководства в сфере ООПТ регионального значения; укрепления научных, информационных и партнерских связей в системе региональных ООПТ; предоставления финансирования и материально-технического обеспечения ООПТ регионального значения; создания высококачественной печатной и видеопродукции по вопросам деятельности ООПТ регионального значения; обозначения ООПТ в натуре; совершенствования нормативно-правовой базы в сфере ООПТ на региональном уровне.
Отмечены важность и большой объем проводимой работы в сфере экологического просвещения и туризма на региональных ООПТ. Наиболее яркие из представленных слоганов звучали как: «Чтобы беречь, надо любить. Чтобы любить, надо знать», «Каждый должен знать свое природное наследие». Эта работа ведется с использованием широкого спектра подходов – как традиционных (создание и обеспечение функционирования визит-центров, музеев, экологических троп, проведение экскурсий, встречи с населением, работа со СМИ и образовательными организациями, проведение различных мероприятий – в т.ч. праздников, акций, выставок, и др.), так и инновационных (создание мобильных приложений, проведение соревнований по бердвотчингу, или спортивной орнитологии – командному фотографированию и определению птиц; вовлечение волонтеров, общественных инициатив, некоммерческих организаций, бизнеса и других заинтересованных лиц в работу на ООПТ).
Отмечено также, что в условиях отсутствия (или крайне ограниченной) возможности повышения квалификации работников региональных органов власти и подведомственных им учреждений в сфере ООПТ возрастает важность мероприятий по обмену опытом между субъектами РФ, а также между сотрудниками в сфере ООПТ регионального и федерального значения – конференций, форумов, семинаров и других.